Во время любых поездок, включая и те, что на море, мы не только расслабляемся на пляже, но и посещаем имеющиеся в тех местах музеи и прочие интересные места. Так было и во Флориде, где мы побывали в нескольких музеях (они показаны на карте красным шрифтом).
Известный американский изобретатель Томас Эдисон в 1886 г. завел себе зимнюю резиденцию во Флориде в городке Форт Майерс (Fort Myers) в усадьбе на берегу широкой реки. С тех пор он зимовал здесь с семьёй каждый год вплоть до своей смерти в 1931 г. Генри Форд, американский автомобильный магнат, был большим другом Эдисона (когда-то он работал в его фирме) и в 1916 г. приобрел небольшой особняк рядом, чтобы проводить тут зимнее время вместе с Эдисоном. Первое, что впечатляет по приезде в это местечко - огромный баньян (фото 18-18а). Поразительно, но обе эти фотографии показывают одно и то же дерево, которое было посажено самим Эдисоном в 1927 году (под деревом можно увидеть его статую). В путеводителе написано, что это самый большой баньян в США.
Фото 18. Огромный баньян в усадьбе Эдисона
Фото 18а. Баньян - вид сбоку
А вот как выглядит особняк Эдисона, состоящий из трёх отдельных зданий, снаружи (фото 19):
Фото 19. Особняк Эдисона, вид снаружи
Томас Эдисон больше всего известен как изобретатель лампочки накаливания, хотя, на самом деле, он лишь её усовершенствовал и довёл до стадии промышленного производства. Интересно, что внутри его дома в люстрах до сих пор горят лампочки, им же разработанные (на фото 20 - в гостинной, на фото 21 - в спальне).
Фото 20. Гостинная в особняке Эдисона
Фото 21. Спальня в особняке Эдисона
Главным же изобретением Эдисона (а всего их было больше тысячи, исходя из числа полученных им патентов) является открытие техники звукозаписи и разработка соответствующего устройства - фонографа. На фото 22 виден кабинет Эдисона и стоящий в нём фонограф, в котором звук записывался на покрытый фольгой цилиндр. В дальнейшем звукозапись стали осуществлять на плоском диске (пластинке), и возник аппарат под названием граммофон - дедушка современных вертушек для винила.
Фото 22. Кабинет Эдисона с фонографом
В усадьбе Эдисона была большая лаборатория (фото 23), где он пытался произвести каучук из местных растений (включая посаженный тогда баньян), чтобы не зависеть от импорта из Азии. Однако попытка импортозамещения каучука Эдисону не удалась. Интересно, что Форд также участвовал в этом проекте и вложил в него собственные деньги. Дом Форда, находящийся рядом с особняком Эдисона, представлен на фото 24-25 (снаружи и изнутри). Он выглядит достаточно скромно, даже по сравнению с не особенно роскошным особняком Эдисона, хотя к моменту обустройства во Флориде Форд наверняка уже был очень богатым человеком. После смерти Эдисона в 1931 году Форд уже никогда больше не возвращался в своё флоридское поместье, хотя и пережил Эдисона на 16 лет.
Фото 23. Лаборатория Эдисона
Фото 24. Дом Форда снаружи (слева - его статуя)
Фото 25. Дом Форда изнутри
Недалеко от Сарасоты, на берегу залива, находится лучший художественный музей Флориды, который надо обязательно посетить, оказавшись в тех местах. Своим возникновением он обязан Джону Ринглингу, американскому цирковому магнату начала 20-го века. Он сделал себе огромное состояние, фактически взяв под контроль (вместе со своими братьями) все цирки на территории США (в те времена цирки перемещались по стране по железной дороге и давали представления в разных городах). Кроме того, на вершине своего успеха в 1920-х годах он вложился в ряд других секторов экономики, таких как железные дороги, банки, недвижимость. Начиная с 1910 г., вместе со своей женой Мейбл он начал проводить зимы в Сарасоте, а позже сделал её зимним лагерем для своей цирковой империи. Укоренившись в Сарасоте, в 1926 г. Ринглинг построил себе роскошный особняк в венецианском стиле на берегу залива (фото 26-28), назвав его Сà d'Zan, что в переводе с венецианского диалекта означает "Дом Джона". Внутри особняк богато украшен, особенно впечатляет внутренний крытый дворик со стенами 10-метровой высоты (фото 28).
Фото 26. Дом Джона (Cà d'Zan) на берегу залива.   Источник: www.ringling.org
Фото 27. Дом Джона (Cà d'Zan)
Фото 28. Дом Джона (Cà d'Zan) - внутренний двор.   Источник: www.scenesarasota.com
Семейная чета Ринглингов, как и многие другие американские олигархи тех времён, истово коллекционировала предметы искусства. Собранная Ринглингом коллекция европейской живописи в стиле эпохи Возрождения и барокко считается одной из лучших в мире. Чтобы разместить все свои художественные приобретения и сделать их доступными для флоридской публики, Ринглинг построил отдельно стоящее здание музея, который открылся в 1930 г. Здание выдержано в ренессансном стиле с двумя длинными галереями вокруг центрального двора, украшенного скульптурой (фото 29-31). Внутри двух галерей находится 21 выставочный зал; экспозиции в основном представлены живописью, но есть также образцы декоративного искусства и мебели.
Фото 29. Здание музея Ринглинга - вид сверху.   Источник: www.ringling.org
Фото 30. Внутренний двор музея
Фото 31. Колоннада северной галереи музея
Главным украшением коллекции являются четыре огромных (около 5 м в высоту) полотна Рубенса (фото 32-33), выполненных им вместе с помощниками около 1625 г. по заказу испанских Габсбургов. Эти полотена были созданы в качестве образцов для гобеленов. Позже гобелены были сотканы и до сих пор висят в одном мадридском монастыре. Всего Рубенсом в этой серии было выполнено 11 полотен, но 4 из них сгорели, а из оставшихся семи четыре купил Ринглинг; в 1980 г. сам музей приобрёл пятое полотно. Эти картины, с их яркими цветами, огромными размерами и драматическими сюжетами хорошо отражают тягу Ринглинга к барочному исскуству. (Нам не посчастливилось попасть в галерею Рубенса - она была закрыта в день нашего приезда. Но не упомянуть о ней было нельзя, благо на сайте музея есть прекрасные фотографии).
Фото 32. Полотна Рубенса.   Источник: www.ringling.org
Фото 33. Полотна Рубенса.   Источник: www.ringling.org
Другие имена, представленные в коллекции Ринглинга, тоже впечатляют: Лукас Кранах Старший, Хальс, Тициан, Веронезе, Веласкес, Ван Дейк и многие другие. Ниже показаны два зала музея (фото 34-35), а также две особо понравившихся картины (фото 36-37). Интересующиеся могут более подробно ознакомиться с коллекцией здесь: сайт музея Ринглинга
Фото 34. Зал музея
Фото 35. Зал музея
Фото 37. Пьеро ди Козимо. Постройка дворца (1520 г.)
В конце 1920-х годов счастье отвернулось от Джона Ринглинга. В 1929 г., в возрасте 54-х лет, умерла его любимая жена Мейбл. Затем наступила Великая депрессия, во время которой Ринглинг потерял всё состояние, и из самого богатого американца превратился в должника с огромной задолженностью. В 1932 г. он потерял контроль над своим цирковым бизнесом. Ему, правда, удалось сохранить за собой особняк в Сарасоте, музей и коллекцию картин, и всё это он завещал штату Флорида. После его смерти в 1936 г. штат много лет судился с его кредиторами за право обладания оставшимся имуществом. В конце концов штат Флорида выиграл судебное дело и, благодаря этому, мы можем теперь наслаждаться неразорённой коллекцией Джона Ринглинга. В 1991 г. его останки (а также его жены и сестры) перенесли и захоронили в маленьком садике неподалёку от его любимого особняка Сà d'Zan (фото 38).
Фото 38. Захоронение Джона Ринглинга (в центре), его жены и сестры в парке недалеко от особняка Ca d'Zan
В 1939 г., с началом Второй мировой войны, Сальвадор и Гала Дали переехали в США и прожили там до 1948 г. Будучи в Америке, они подружились с семейной парой Морсов (Reynolds and Eleonora Morse), которые стали большими поклонниками таланта Дали. В 1943 г. они первый раз купили его картину и затем продолжали покупки на протяжении многих лет. В результате у них образовалась внушительная коллекция работ Дали из более чем 100 картин, включая такие известные как Галлюциогенный тореадор и Открытие Америки Христофором Колумбом . В течение 10 лет (1971-1980 гг.) Морсы выставляли свою коллекцию в крыле своего дома в штате Огайо, но затем решили передать её в общественное пользование при условии предоставления соответствующего помещения. Быстрее всего на это предложение откликнулись власти г. Сент-Питерсберг во Флориде, которые выделили для музея Дали большое здание (бывший ангар), куда он и переехал в 1982 г. В 2011 г. специально для музея построили новое здание в сюрреалистическом стиле и, к тому же, устойчивое к частым во Флориде ураганам (фото 39). Музей действительно шикарный, а для любителей Дали - просто клад. Некоторые из понравившихся картин представлены на фото 40-43.
Ссылка на сайт музея Дали
Фото 39. Здание музея Дали в Сент-Питерсберге
Фото 40. Сальвадор Дали. Танец ведьм (1920 г.). Явное подражание Матиссу.
Фото 41. Сальвадор Дали. Три возраста (1940 г.)
Картина на фото 43 внизу называется "Гала, созерцающая Средиземное море", но если посмотреть на неё издалека, нетрудно узнать портрет президента Линкольна (фото 43а). Это самая популярная картина в музее, и американцы от неё просто тащатся. Трудно это понять с учётом того, что видишь на этой картине вблизи - задницу Галы (жены и модели Дали, российской уроженки Елены Дьяконовой).
Во время нашего посещения музея Дали там также были выставлены (на временной основе) работы известного бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта   (René Magritte, 1898-1967). В конце 1920-х годов он был признанным лидером сюрреализма в Париже, и участвовал в одной выставке вместе с Дали в 1929 г. Его картины тоже очень понравились и две из них представлены ниже (фото 44-45).
Фото 45. Рене Магритт. Остров сокровищ (1942 г.)
В Сент-Питерсберге есть ещё одно место, на которое стоит обратить внимание: это коллекция Чихули в Morean Arts Center. Дэйл Чихули (Dale Patrick Chihuly) является известным американским художником-стеклодувом, который прославился сложными инсталляциями и скульптурами из разноцветного стекла. Чихули родился в 1941 г. и начал создавать декоративные изделия из стекла в 1965 г. Однако в 1979 г., в результате тяжелой травмы, он потерял возможность самостоятельно выдувать изделия из стекла и переквалифицировался в учителя и дизайнера, нанимая других стекловаров для реализации своих проектов. У него есть несколько больших постоянных выставок в США (Оклахома-Сити, Сиэтл), и много его произведений разбросано по музеям и общественным зданиям всего мира. В Сент-Питерсберге его коллекция относительно небольшая (18 инсталляций) и была передана им местной школе стеклодувов для их финансовой поддержки (в виде выручки от продажи билетов за её посещение). Ниже на фотографиях 46-49 приведены наиболее известные произведения из этой коллекции (Люстра из красных сосулек, Тысяча цветов, Пятнистый лес), а также понравившаяся нам композиция в зелёных тонах.
Фото 47. Mille Fiori (Тысяча цветов)
Фото 48. Macchia Forest (Пятнистый лес)
Фото 49. Композиция в зелёных тонах
Посмотреть другие части репортажа:
Оглавление